Первый генеральный план реконструкции Ташкента

Первый комплексный план реконструкции современного Ташкента был разработан под руководством архитектора А.И. Кузнецова. Проект разрабатывался на 20-25 лет с расчитанной численностью населения 900 тыс. человек, на территории 13.8 тыс. га. Город должен был развиваться на северо-восток и юго-запад и ограничивался с северо-востока железной дорогой Ташкент-Москва, с востока каналом Карасу, с юго-запада местностью Чупаната, с запада местностью Кукча. Структура планировки магистральной уличной сети предусматривалась радиально-кольцевой с двумя фокусами - исторически сложившимися центрами старого и нового города, объединенными в единый городской центр. Магистральную уличную сеть составили 12 радиусов, 3 кольца и несколько секущих направлений. Центр города решался протяженным, построенным на 2-х направлениях. Главная осьпроходила от сквера Революции через площадь Ленина на территорию общегородского парка, через новую площадь на западной стороне парка в старогородскую часть.Вдоль магистральных каналов предусматривались широкие озелененные полосы, вокруг города намечалось разбить лесопарковый пояс шириной 7-12 км.


По жилищному строительству к заданному сроку намечалось сохранить 20% существующего малоэтажного жилого фонда, вся новая жилая застройка планировалась многоэтажной. В годы Великой Отечественной войны в связи с эвакуацией большого количества предприятий из западных районов страны, широкое промышленное строительство привело к значительным изменениям в намеченном развитии основных градообразующих факторов и усложнению общей планировочной ситуации. В послевоенном плане Ташкента сохраняется уже сложившееся рассположение компактного селитебного ядра, окруженного с северо-востока и юга полукольцом железных дорог с двумя, примыкающими к нему, с севера и юго-востока крупными жилыми массивами и шестью промзонами. Жилищное строительство, в связи с высокой плотностью существующей застройки, концентрировалось преимущественно на на свободных территориях по периферии города. Были пробиты проспект Навои, ул. Фурката, Хамзы (ныне ул. Г.Гуляма), заложены парки им Ленинского комсомола (ныне им. А. Навои), им. Пушкина (ныне им. Абдуллы Кодыри), "Победы" (ныне аквапарк и парк "Ташкентлэнд"). Реконструированы улицы Тараса Шевченко, Карла Маркса (ныне ул. Сайилгох и Хамзы), Пушкина.


В середине 1950-х годов возникла необходимость в корректуре Генерального плана реконструкции Ташкента на новых основах. Первая корректура произведена в 1954 году архитекторами М.С. Булатовым, А.П. Бушуевым, инженером А.И. Ванке. В 1959 году институтом Ташгипрогор разрабатывается проект с учетом увеличения населения до 1.2 млн. человек и расширения территории до 20 тыс. га. Город рассматривался как единое целое с прилегающей к нему пригородной зоной. Селитебная территория получала современную структуру, состоящую из микрорайонов, жилых и планировочных районов, предусматривалось полное запрещение индивидуальной усадебной застройки и введение в жилую застройку 9-этажных зданий, дальнейшее развитие радиально-кольцевой структуры уличной сети предусматривало включение в нее хордовых скоростных дорог, а вперспективе намечалось строительство метрополитена.


Широкое строительство, развернувшееся после землетрясения 1966 года, повлекло новую корректуру Генерального плана реконструкции Ташкента, которая была выполнена в 1970 году. По этому плану предусматривалось увеличение населения до 1.5 млн. человек и расширение территории до 25 тыс. га. За разработку и реализацию проекта в 1970 году авторы были удостоены первой премии Совета Министров СССР. В 1982 году был одобрен Генеральный план развития Ташкента, определяющий основные направления развития города на 25-30 лет.