Приговор

Газета «Футбол-ревю», Москва; Еженедельная газета «Наш Футбол», Ташкент

11 августа 1979 года в небе над Украиной по халатности авиадиспетчеров столкнулись два самолета Ту-134. В результате катастрофы погибли более 170 человек. В одном из самолетов команда ташкентского «Пахтакора» летела в Минск на очередную игру с «Динамо».

Именем Украинской Советской Социалистической республики 11 июля 1980 г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда УССР в составе:

Председательствующего т. Чайковского Л.М., народных заседателей тт. Бабасова В.И. и Хорошилова А.И., при секретаре т. Вавиловой Г.Я., с участием прокурора т. Жила В.А. и адвокатов тт. Шевелева Ю.П. и Яковлева О.П. рассмотрела в судебном заседании в г.Днепропетровске уголовное дело по обвинению ЖУКОВСКОГО Николая Васильевича, рождения 6 декабря 1958 года, уроженца с.Гута-Селисная, Корсунь-Шевченковского района, Черкасской области, украинца, беспартийного, со средним техническим образованием, женатого, имеет на иждевении малолетнего ребенка, несудимого, перед арестом работал слесарем ст.Основа депо им.Кирова г.Харькова, и СУМСКОГО Владимира Александровича, 9 января 1951 года рождения, уроженца г.Иркутска, русского, беспартийного, со средним техническим образованием, женатого, имеет на иждивении малолетнего ребенка, несудимого, перед арестом работал слесарем в депо им.Кирова г.Харькова, обоих по ч.1 ст.77 УК УССР.

Заслушав показания подсудимых, потерпевших, свидетелей, заключение эксперта, прения сторон и рассмотрев материалы дела, судебная коллегия УСТАНОВИЛА:

Подсудимые Жуковский и Сумский работали диспетчерами Харьковского районного центра единой системы управления воздушным движением (РП ЕС УВД). Сумский с 1975 года, а Жуковский с конца мая 1979 года.

11 августа 1979 года, начиная с 7 час. 30 мин., управление воздушным движением в Харьковской зоне осуществляла смена и.о. руководителя полетов Сергеева С.О. Перед заступлением на смену он провел с диспетчерами, в том числе и с подсудимыми, инструктаж, обратил внимание на сложные метеорологические условия на зоне, на наличие рейсов.

Осуществлять руководство воздушным движением в юго-западном секторе назначил подсудимых Жуковского и Сумского. При этом Сумскому дал указание контролировать работу молодого диспетчера Жуковского и предоставил ему право вмешиваться в его действия, если он не будет справляться с управлением.

Пройдя медицинский осмотр и инструктаж, Жуковский и Сумский приступили к работе. Жуковский непосредственно руководил движением самолетов, а Сумский, находясь рядом, контролировал его действия.

В процесссе работы оба грубо наружили правила безопасности полетов воздушных судов, что привело к тяжким последствиям.

В 13 час. 30 мин. 46 сек. Жуковский дал команду экипажу самолета ТУ-134а Nо 65735 занимать эшелон полета 8400 м, который был уже занят следованием на пересекающемся курсе самолетом ТУ-134а Nо 65816.

Жуковский неправильно определил расчетный временной интервал прохода самолетами ТУ-134а Nо 65735 и Nо 65816 места пересечения их трасс (г.Днепродзержинск) с завышением и необоснованно расчитал этот интервал обеспечивающим безопасное их расхождение.

Этому способствовало небрежное нанесение им на график линии движения самолета ТУ-134а Nо 65816. В 13 час. 33 мин. 46 сек. экипаж самолета ТУ-134а Nо 65735 доложил подсудимым проход г. Днепропетровска — последнего контрольного пункта перед пересечением трассы движения самолета ТУ-134а Nо 65816,а также свой эшелон — 8400 м. Приняв доклад, подсудимый Жуковский в нарушение «Технологии работы диспетчеров РДП», определяющей действия диспетчера при пересечении трассы самолетами, следующими разными курсами на одном эшелоне, не уточнил местонахождение обоих воздушных судов по индикатору детектора, не определил время выхода их в место пересечения трасс, не рассчитал интервал в момент пересечения и необоснованно дал команду экипажу самолета ТУ- 134А Nо 65735 сохранить эшелон полета 8400 м.

Указанная команда еще более усугубила опасность ситуации, и через 11 секунд самолеты ТУ-134а Nо 65735 и Nо 65816 сошлись на дистанцию опасного сближения — 30 км. Подсудимый Сумский допущенные Жуковским нарушения правил безопасности полетов самолетов вовремя не выявил и не устранил. Только после 13 час. 33 мин. 55 сек, определив, что между самолетами, идущими по пересекающимся трассам и на одном эшелоне, возникло опасное сближение, с целью его устранения взял управление воздушным движением непосредственно на себя.

Имея цель развести самолеты ТУ-134а Nо 65735 и Nо 65816 по высоте для предотвращения их столкновения, Сумский командой экипажу самолета ИЛ-62 Nо 86676 освободил эшелон 9000 м. и в 13 час.34 мин.28 сек (за 1 мин.10 сек. до столкновения) дал указание экипажу самолета ТУ-134а Nо 65735 занять эшелон 9000 м и информацию, что над Днепродзержинском на высоте 8400 м на пересекающемся курсе находится другой самолет. Однако вследствие радиопомехи, вызванной выходом на связь другого самолета, первая часть поданной им экипажу самолета ТУ-134а Nо 65735 команды «735, а вы 9000 займите» оказалась забитой и до экипажа не дошла. Информационную часть передачи Сумского «над Днепродзержинском 8400 пересекающийся» принял на свой счет экипаж самолета ИЛ-62 Nо 86676 как дополнительную информацию, поскольку ему была адресована предыдущая команда. Штурман этого экипажа Петров ответил: «Понял, 676 — 8400». Сумский, ожидавший ответ только от экипажа самолета ТУ-134а Nо 65735, не определив позывной «676», воспринял ответ ИЛ-62 за ответ от экипажа ТУ-134а Nо 65735 и прекратил с ним радиосвязь.

Он не обратил должного внимания на то, что в полученном ответе не назван ни позывной самолета ТУ-134а Nо 65735(735), ни предписанный ему эшелон полета — 9000 м. Сумский не потребовал повторения экипажем ответа на поданную ему команду об изменении эшелона полета.

Жуковский, находясь рядом, также не обратил внимания на то, что с нарушением требований «Правил фразеологии и радиообмена» и, приняв руководство воздушным движением на себя, не потребовал от экипажа самолета ТУ-134а Nо 85735 повторения поданной ему команды об изменении эшелона полета.

Приведенные ниже нарушения, допущенные Жуковским и Сумским, привели к тому, что самолеты ТУ-134а Nо 65735 и Nо 65816, находясь на одной высоте и на пересекающихся, курсах, в облаках, в 13 час.35 мин.38 сек. столкнулись в районе Днепродзержинска.

В результате погибли 165 пассажиров и 13 членов экипажей, государству причинен ущерб на сумму 2.212.862 руб. 68 коп. В судебном заседании подсудимые Жуковский и Сумской признали виновными себя частично.

Жуковский в том, что 11 августа 1979 г. допустил нарушение в прокладке графика движения самолета ТУ-134а Nо 65816 и правил безопасности полета.

Сумский в том, что он, не убедившись в принятии экипажем самолета Nо 65735 команды о занятии эшелона 9000 м, не потребовал от него выполнения «Правил и фразеологии радиообмена» и прекратил с ним радиосвязь. Кроме частичного признания подсудимых, их вина подтверждается полностью другими доказательствами, проверенными в судебном заседании.

Из показаний свидетелей Сергеева С.С, Козбана Д.Г, Томилова Ю.В и Бердиника Л.А., допрошенных в суде, видно, что 11 августа 1979 года по указанию и.о. руководителя полетов Сергеева, руководство воздушным движением в юго-западном секторе Харьковского РЦ ЕС УВД осуществляли подсудимые Жуковский и Сумский. Сергеев подтвердил также, что он дал указание Сумскому контролировать работу молодого диспетчера Жуковского и вмшиваться в его действия, исправляя ошибки. О том, что подсудимые работали в это время, свидетельствует график выхода на работу диспетчеров и операторов Харьковского РЦ ЕС УВД.

Все радиопередающие, радиолокационные и радионавигационные средства в этот день работали нормально, о чем подтвердили в суде свидетели Левченко З.Р., Горбунов В.В. и Шепеленко И.Л.

График движения самолетов на юго-западном направлении свидетельствует о том, что 11 августа 1979 г. самолеты ТУ-134а Nо 65735 и Nо 65816 были на пересекающихся курсах. По заключению авиационно-технической экспертизы, Жуковский, составивший этот график, расчетный временной интервал прохода самолетами места пересечения их трасс (г. Днепродзержинск) определил неверно из-за неправильности нанесения им на этот график линии движения самолета ТУ-134а Nо 65816 по времени.

Сохранившаяся магнитная запись бортового магнитофона самолета ТУ-134а Nо 65735 и ее фонограмма свидетельствуют, что экипаж этого самолета из-за радиопомехи не получил команду диспетчера об изменении эшелона полета с 8400 м на 9000 м, и что вместо него на его команду ответил экипаж самолета, имеющий позывной «676». Последнее подтвердил в суде свидетель Петров Ю.Е, — штурман самолета ИЛ-62 Nо 86676. Магнитная запись переговоров диспетчеров Харьковского РЦ ЕС УВД с экипажем воздушных судов 11 августа 1979 г. и ее фонограмма показывают, что самолеты ТУ-134а Nо 65735 и Nо 65816 в момент столкновения находились на одном эшелоне полета — 8400 м.

Ответ на команду Сумского экипажу самолета Nо 65735 об изменении эшелона полета поступил в неразборчивой форме, что подтверждается заключением авиационно-технической экспертизы.

Комиссия по расследованию катастрофы самолетов ТУ-134а Nо 65735 и Nо 65816 пришла к заключению, что причиной катастрофы явились ошибки и нарушения требований п.п.5.6.3, 5.6.7. НИИ-ГА 78 в части выполнения обязанностей и соблюдения «Правил фразеологии радиообмена», допущенных диспетчерами Харьковского РЦ ЕС УВД Жуковским и Сумским. По заключению авиационно-технической экспертизы, основной причиной столкновения самолетов ТУ-134а Nо 65735 и Nо 65816 явилось грубое нарушение диспетчерами Жуковским и Сумским п.п.5.6.3; 5.6.4; 5.11.4; 7.7.3. НПП-ГА-78, п.п.3.15, 3.16, 3.17 «Правил фразеологии и радиообмена», п.7 «Технологии работы диспетчера РДП».

Свидетели Сумак И.А., Пикуш Н.Ф., Чернуха Ф.Н., Гуцуд Н.В., Евдокимов Я.К., Продан С.Г., Чернов И.А., Коваленко И.С. показали в суде, что они между 13-14 часами 11 августа 1979 года были очевидцами падения и разрушения самолетов ТУ-134 в районе сел Николаевка и Елизаветовка Днепропетровской области. Приведенные доказательства подтверждают вину подсудимых в нарушении ими правил безопасности полетов самолетов, повлекших человеческие жертвы.

Преступные действия Жуковского и Сумского по ч.1 ст.77 УК УССР квалифицированы правильно.

При избрании меры наказания каждому из них судебная коллегия принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления и исключительную тяжесть наступивших последствий.

Руководствуясь статьями 323, 324 УПК УССР, судебная коллегия ПРИГОВОРИЛА:

ЖУКОВСКОГО Николая Васильевича по ч.1 ст.77 УК УССР К лишению свободы сроком на 15 лет в исправительно-трудовой колонии общего режима.

СУМСКОГО Владимира Александровича по ч. 1 ст.77 УК УССР к 15 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима, исчисляя начало срока отбытия наказания Сумским с 12 октября 1979 года, Жуковским — с 1 апреля 1980 г. Вещественные доказательства — часы марки «Ракета» N 77721 и N 33562 обратить в доход государства; магнитную ленту названного магнитофона ШХР-16 Харьковского РЦ ЕС УВД и Журнал инструктора смены возвратить Харьковскому РЦ ЕС УВД.

Ленту самописца МСРЦ 12-96 Nо 43002 самолета ТУ-134а Nо 65816 возвратить Молдавскому РПО гражданской авиации.