Штурм ташкентского неба
Штурм ташкентского неба
1910 год можно по праву назвать открытия авиации для ташкенцев, а точнее, знакомством жителей столицы Туркестанского края с прославленными российскими и европейскими воздухоплавателями. 22 октября в газете "Туркестанские ведомости" появилось сообщение о том, что "в ближайшее время состоятся полеты русского авиатора Кузнецова Павла Андреевича на аппарате "Блерио", который снабжен мотором в 25 сил. Весь аппарат весит 18 пудов (288 кг) и развивает скорость 65 верст".
Правда, первый опыт демонстрации достижений мировой авиайии в Ташкенте прошел несколько скомканно, Кузнецов выступал всего лишь один день и сделал два показательных полета, однако интерес публики был велик. А посему порадовать ташкенцев столь необычным и захватывающим зрелищем еще раз, спустя всего полмесяца.
... О приезде графа де Кампо-Сципио, отважного авиатора, хорошо известного во многих столицах мира и крупных городах Европы, сообщили многочисленные афиши и газетные полосы "Туркестанских ведомостей". Пилот прибыл в Ташкент в начале ноября в пассажирском вагоне. На одной из грузовых платформ этого же поезда был закреплен летательный аппарат авиатора.
Первый полет был назначен на 7 ноября. Этот день стал праздником для многих тысяч ташкентцев. С раннего утра к ипподрому (он тогда находился на Куйлюке) двинулись толпы народа. Такого движения и скопления людей Ташкент еще не знал. Толпа двигалась по улице сплошным потоком, впереди шел военный оркестр.
"Особенно грандиозные размеры, - писала газета "Туркестанские ведомости", - приняло движение начиная от Первушинского моста. Без преувеличения можно сказать, что двигалась непрерывная масса народа в несколько десятков тысяч человек".
На территории ипподрома к 2 часам собрались "тысячи народа всех возрастов и всех рангов". Билеты стоимостью в 25 копеек продавались вдвое дороже. Под специально натянутым шатром расположилась местная знать. Здесь же присутствовали главный начальник края генерал-лейтенант Самсонов, Великий князь Николай Константинович, военный губернатор генерал-летейнант Романов. Для поддержки порядка на ипподром был вызван почти весь состав ташкенской полиции.
"... После долгой подготовки и запуска мотора граф погрузился в кресло аппарата. Самолет сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее понесся по земле и ... под общее ликование и рукоплескание зрителей стал набирать высоту.
Совершив 4 круга (находился в воздухе около 20 минут) на высоте 30 саженей, самолет пошел на посадку".
На следующий день самолет дважды поднимался в воздух, пробыл в небе под Ташкентом в общей сложности более 15 минут.
14 ноября состоялся третий и последний полет известного авиатора. И как отмечали газеты, он был, несмотря на плохую погоду, наиболее удачным. В этот день граф де Кампо-Сципио трижды поднимался в небо, причем два раза с пассажирами, и парил на высоте 200-300 метров по 18-20 минут каждый раз.
Людмила Сидорова, еженедельник "Новый век", май 2000 года