Штурм ташкентского неба

1910 год можно по праву назвать открытия авиации для ташкенцев, а точнее, знакомством жителей столицы Туркестанского края с прославленными российскими и европейскими воздухоплавателями. 22 октября в газете «Туркестанские ведомости» появилось сообщение о том, что «в ближайшее время состоятся полеты русского авиатора Кузнецова Павла Андреевича на аппарате «Блерио», который снабжен мотором в 25 сил. Весь аппарат весит 18 пудов (288 кг) и развивает скорость 65 верст».

Правда, первый опыт демонстрации достижений мировой авиайии в Ташкенте прошел несколько скомканно, Кузнецов выступал всего лишь один день и сделал два показательных полета, однако интерес публики был велик. А посему порадовать ташкенцев столь необычным и захватывающим зрелищем еще раз, спустя всего полмесяца.

… О приезде графа де Кампо-Сципио, отважного авиатора, хорошо известного во многих столицах мира и крупных городах Европы, сообщили многочисленные афиши и газетные полосы «Туркестанских ведомостей». Пилот прибыл в Ташкент в начале ноября в пассажирском вагоне. На одной из грузовых платформ этого же поезда был закреплен летательный аппарат авиатора.

Первый полет был назначен на 7 ноября. Этот день стал праздником для многих тысяч ташкентцев. С раннего утра к ипподрому (он тогда находился на Куйлюке) двинулись толпы народа. Такого движения и скопления людей Ташкент еще не знал. Толпа двигалась по улице сплошным потоком, впереди шел военный оркестр.

«Особенно грандиозные размеры, — писала газета «Туркестанские ведомости», — приняло движение начиная от Первушинского моста. Без преувеличения можно сказать, что двигалась непрерывная масса народа в несколько десятков тысяч человек».

На территории ипподрома к 2 часам собрались «тысячи народа всех возрастов и всех рангов». Билеты стоимостью в 25 копеек продавались вдвое дороже. Под специально натянутым шатром расположилась местная знать. Здесь же присутствовали главный начальник края генерал-лейтенант Самсонов, Великий князь Николай Константинович, военный губернатор генерал-летейнант Романов. Для поддержки порядка на ипподром был вызван почти весь состав ташкенской полиции.

«… После долгой подготовки и запуска мотора граф погрузился в кресло аппарата. Самолет сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее понесся по земле и … под общее ликование и рукоплескание зрителей стал набирать высоту.

Совершив 4 круга (находился в воздухе около 20 минут) на высоте 30 саженей, самолет пошел на посадку».

На следующий день самолет дважды поднимался в воздух, пробыл в небе под Ташкентом в общей сложности более 15 минут.

14 ноября состоялся третий и последний полет известного авиатора. И как отмечали газеты, он был, несмотря на плохую погоду, наиболее удачным. В этот день граф де Кампо-Сципио трижды поднимался в небо, причем два раза с пассажирами, и парил на высоте 200-300 метров по 18-20 минут каждый раз.

Людмила Сидорова, еженедельник «Новый век», май 2000 года