Только факты…

Начало «школьному делу» в русском Ташкенте положено в 1866 году по инициативе тогдашней небольшой русской колонии, которая при содействии военного губернатора Д. И. Романовского и с помощью частных пожертвований открыла русскую школу для совместного обучения мальчиков и девочек всех сословий. 1 июля 1866 года за парты сели 11 девочек и 7 мальчиков. Известно и то, что первой учительницей была госпожа Жуйкова.


В 1890 году в Ташкенте на улице Пушкинской была открыта первая спичечная фабрика. Основал ее бывший секретарь начальника города Д. П. Петров, о котором его современники отзывались как о человеке весьма деятельном, когда дело касалось личной выгоды. По их же свидетельству, Дмитрий Петрович был весьма «не чист на руку» и немалая часть городских средств «нашла приют в его карманах». Не гнушался он и подношений.

Фабрика господина Петрова проработала 7 лет, а затем из-за отсутствия сырья была закрыта и долгое время находилась в бездействии.

В 1906 году оборудование фабрики было куплено купцом Пугасовым, который через год открыл дело в старом городе. Но и этому «спичечному магнату» судьба не улыбнулась. В начале 1909 года фабрика сгорела. Словом, «что посеешь, то и пожнешь».


Не менее любопытный факт из истории столицы нашей республики относится к 1904 году, когда инженер Петр Иванович Апрелков открыл завод по приготовлению искусственного льда. Производительность предприятия колебалась от 7 до 15 тысяч пудов льда в год. Продукция Апрелкова продавалась по 40 копеек за пуд и бесплатно доставлялась заказчикам.

Новинка настолько оказалась прибыльной, а главное, пользовалась хорошим спросом, что примеру Апрелкова последовали владельцы пивоваренных заводов Юсуф Давыдов и Н. И. Иванов. Правда, последние в отличие от Петра Ивановича использовали для получения льда не колодезную, а арычную воду. Поэтому их лед мог использоваться только для технических нужд.


В 1870 году в газете «Туркестанские ведомости» было опубликовано «Обязательное постановление Ташкентской городской думы о производстве легкового извозного промысла». В нем, в частности, говорилось, что «желающие приобрести право на занятие легковым извозом должны, во-первых, получить от уполномоченного свидетельство об удовлетворительном состоянии предназначенных к езде лошадей, экипажей, упряжи и кучерской одежды, во-вторых, уплатить городской налог». Особо в постановлении отмечалось, что «извозчики должны обращаться с ездоками вежливо, не позволять себе каких-либо грубостей, при езде с пассажирами не курить».

Людмила Сидорова, еженедельная газета «Новый Век»