Дервиш Мухаммад

Узнав о смещении Баба султана, Дервиш Мухаммад во главе войск Ташкента, Ферганы, Ходженда и Туркестана двинулся к нему на помощь. И на границе между Ферганской и Зарафшанской долинами произошло сражение с Абдуллаханом. Он разбил Дервиш Мухаммада, а потом и Баба султана. Затем вошел в Самарканд и вновь посадил на его трон Гадай султана и Джаванмард Али султана, сына Абу Саидхана, брата Саид султана.

Однако в 1557 г. правитель Кашгарии Абдаррашидхан во главе многочисленного войска отправил в Самарканд Саид султана и тому удалось вернуть трон.

Еще в 1556 г. Абдуллахан посадил на трон Бухары своего отца Искандархана, но тот не обладал фактической властью, поскольку она была сосредоточена в руках самого Абдуллахана (1556—1598), действовавшего от имени отца. Характерной чертой его правления было стремление к созданию централизованного государства, призванного положить конец сепаратистским устремлениям мятежных султанов. В результате этого, как сообщает Хафизи Таниш Бухари, автор «Шарафнамайи шахи», Искандархан «ввел в сферу своей власти [земли] от пределов Кашгарского вилайета до границ Хорезма, от дальних [уголков] Дашти Кипчака до окраин Кандахара».

После восшествия на трон Искандархана, правитель Ташкента Дервиш Мухаммад направил к нему посла с заверениями: «Что было, то прошло, не вспоминай о том, что прошло». Теперь бедняк, сев на место верноподданства, опоясавшись поясом покорности ему [Абдуллахану], тверд в [намерении следовать] по пути согласия, считает себя ставшим на путь соблюдения дружбы, на стезю соглашения [с ним]».

Как пишет далее этот автор, Абдуллахан «оказал послу всевозможные почести, окружил вниманием, уверил его в дружбе, единодушии [с Дервишханом]. Он проводил посла с полным почетом. Он отправил вместе с ним одного из знатных людей, вельможу, пользующегося уважением».

Посол Абдуллахана был принят Дервиш Мухаммадом, который также «оказал ему большие почести, проявил исключительное внимание и расположение. Он утвердил условия мира, условия выражения дружбы и верности, подателя же послания одарил халатом, достойным царя, и быстроходным конем. Он устроил царский пир, великолепный прием, после чего отпустил [посла]».

Однако Дервиш Мухаммад не ограничился обменом послами. В 1564 г. он лично прибыл в Бухару и был принят в арке Искандарханом, который «ввиду исключительного уважения и безмерного расположения [к Дервишхану] оказал ему всякого рода милости. Он удостоил его чести, подарив ему почетную одежду, быстрого коня, вышитый золотом халат, корону, украшенную всякого рода жемчугами чистой воды, и все то, что необходимо для славы и гордости государей».

После пышного пира в честь гостей из Ташкента, причем Дервиш Мухаммад сидел рядом с Искандарханом на ханском троне, и раздачи многочисленных подарков, ташкентский правитель «заключил договор и союз с его величеством [Искандарханом] об упорядочении дел, [связанных] с благоденствием страны, об устройстве дел управления и власти. Подтвердив договор клятвой, [каждый] выразил проклятие тому, кто нарушит договор», после чего Дервиш Мухаммад отбыл в Ташкент.