Из древних китайских хроник

Интересные сведения о древней истории Чача приводятся в древнекитайских хрониках, где он фигурирует под названием Ши: «Владение Ши, иначе Чжечжи Чжеши, при династии Хань (206 г. до н. э. — 25 г. н.э.) составляло северные пределы Давани (Ферганы)… На северо-востоке
простирается до западных дулгасцев, на северо-западе — до Бола, на юге — через 200 ли (в одном ли примерно 0,5 км) Гюйчжаньти; на юго-западе—через 500 ли Кан (Самарканд). В окружности содержит до 1000 ли. Вправо река Суе (Чирчик?). Владетель прозывается ши; пребывание имеет в городе Чжеси. Это место принадлежало городу Юйни малого канпойского владетеля. На юго-западе есть река Яоша (Сырдарья), которая уходит в Срединное государство (т. е. на территорию, зависимую от Китая) и называется Чжень- чжу-хэ или Чжи-хэ; на юго-востоке есть большая гора, произво дящая жемчужный камень. Жители искусны в сражениях; много имеют хороших лошадей. При династии Суй (581 — 618 гг.) в первое лето правления Да-е (605 г.) западные дулгасцы убили владетеля их и управление владениями его поручили Дэлэ Фучжи (Тянь-чжи). В продолжение правлений Ву-дэ и Чжень-гуань (618—649 гг.) несколько раз представляли местные произведения. В третье лето правления Хянь-кинь (658
г.) в городе Ганьгэ учреждено правление Даваньской губернии и владетель Гань Тутунь поставлен правителем оной. В первое лето правления Кхай-юань (713 г.) государь Мохэдо Тутунь за оказанные на войне услуги поставлен владетелем в Ши. В двадцать восьмое лето (740 г.) еще грамотою дан ему титул шунь-и-вань (дословно: владетель, повинующийся справедливости)».

Согласно другой хронике, частично повторяющей процитированную, «шиский владетель живет при реке Яоша. Резиденция имеет 10 ли окружности. Владетель прозывается ши; имя ему Не. По юго-восточную сторону резиденции есть здание, посреди которого поставлено седалище (трон). В 6-ое число первой луны поставляют на этом престоле золотую урну с пеплом
сожженных костей покойных родителей владетеля, потом обходят кругом престола, рассыпая пахучие цветы и разные плоды. Владетель с вельможами поставляет жертвенное. По окончании обряда владетель с супругою отходит в особливую ставку. Вельможи и прочие по порядку садятся и по окончании стола расходятся. Родятся просо и пшеница. Много хороших лошадей. Жители искусны в боях; но когда поразладили с дулгаским Шегуйханом, то последний покорил их, и ныне Дэлэ Тянь-чжи правит у них государственными делами… Тянь-чжи в пятое лето правления Да-е (609 г.) прислал посланника к Двору с данью, а после сего не было посольств».