Музей искусств
Государственный Музей искусств Узбекистана
Двери Государственного Музея искусств Узбекистана на ул. Мавераннахр (бывш. ул. Пролетарская), 16 открылись для посетителей 30 апреля 1974 года. Однако датой основания музея считается 1918 год, когда специальным декретом Туркреспублики собрание Великого князя Николая Константиновича Романова, сосланного в Ташкент в начале 1880-х годов, было объявлено государственной собственностью.
В собрании Н.К. Романова были картины "Опиумоеды" В.Верещагина, "Петр I допрашивает царевича Алексея" Н. Ге, коллекция мраморной итальянской скульптуры второй половины XIX века с парными статуями "Молодость" и "Старость" Белецца, "Атлант" и "Венера с яблоком" Салари, "Фрина" Борзаги, "Амур и Психея" Кановы.
Один из бесценных шедевров музейного собрания - греческая античная статуя "Венера с дельфином" (III век до н.э.), которая близка по принципам своего художественного решения знаменитой Афродите Таврической, находящейся в Эрмитаже.
Великий князь не остался равнодушным и к богатым художественным ремеслам Туркестанского края, приобретал произведения среднеазиатского и зарубежного восточного искусства: ковры, оружие, ювелирные изделия:
Период первоначального собирательства музейной коллекции завершается включением в нее в 1920-е годы особо ценных поступлений из центральных музеев и государственных фондов Москвы и Ленинграда. Раздел русской живописи пополнился произведениями "Версальский парк" А. Бенуа, "Портрет дамы в голубом" К. Гуна, "Розы" К. Коровина, "Стволы деревьев" И. Левитана, "Цветы и фрукты" И. Машкова, "Портрет Оболенской" В, Тропинина. Жемчужиной собрания является полученная в это же время коллекция русского авангарда, в которую вошли произведения В. Кандинского, И Клюна, Л. Поповой, Л. Лисицкого, К. Малевича, А. Лентулова, В. Фалька, В. Татлина, Д. Бурлюка, А. Явленского и других.
Вообще первые три десятилетия существования музея знаменуют собой особо важный период в формировании его фондов. Западноевропейская коллекция пополнилась произведениями "Автопортрет" М. Латура, "Прибрежная деревня" Т. Мише, "Обезьяны-цирюльники" Н. Пуссена, А. Фальконе, К. Лоррена, Ш. Менье.
Обогатился и отдел русского искусства. Были приобретены "Этюд головы" К. Брюлова, "Портрет Воронцовой" Д. Левицкого.
Крупным событием стало поступление в 1941 году собрания умершего профессора Шляхтина. Работа А. Волкова "В погребке", жанровая живопись П. Федотова и другие произведения художников реалистического направления 1840-60 годов восполнили пробел в экспозиции данного периода.
Еще раньше, в 1930-е годы, в результате экспедиций М. Андреева, С. Полупанова, В. Шишкина, в которых принимали участие сотрудники музея, были приобретены бесценные произведения народного искусства Бухары, Хивы, Самарканда, Каракалпакии, созданы уникальные коллекции архитектурного декора, вышивок, медночеканных изделий, каллиграфии.
Второй жемчужиной музейного фонда является собранная в эти годы коллекция древностей Узбекистана. В ней представлены фигура принца, фигура царицы, голова пожилого мужчины с городища Халчаян (рубеж н.э., Согд), голова Будды с городища Кува (VII в. н.э., Фергана). Необычайно интересна голова божества с черепом на лбу (VII в.н.э., Кува).
В послевоенное время музей приобрел большое количество работ художников Узбекистана, которые существенно пополнили отдел современного искусства. А коллекция зарубежного Востока обогатилась произведениями мастеров Японии, Индии, Китая, Ирана.
К числу наиболее значительных пополнений надо отнести и археологический материал, собранный Д. Зильпер в 1960-70-е годы, коллекцию бухарской керамики XV-XX веков, собранную С. Юреневым, фрагмент настенной живописи дворца бухархуддатов с городища Варахша, переданный Эрмитажем.
Нельзя не отметить дар Н. Леже - вдовы художника Ф. Леже. В 1970 году она передала музею ряд факсимильных репродукций с произведений западноевропейских художников XIX-XX веков.
Свое 80-летие Государственный музей искусств Узбекистана отметил как крупнейший в республике музей, обладающий уникальными художественными ценностями.