Заметки Бориса Голендера
На сцене жизни все возможно
70-е годы прошлого века на незаселенных обширных Мингурюкских горках (между современным АО "Фотон" и Северным железнодорожным вокзалом) располагалась большая ярмарка. Там же, рядом с ярмаркой, на холме у Александровского сада архитектор А. Леханов в 1873 году спроектировал и построил здание первой ташкентской Биржи. Hо биржевые страсти кипели в нем недолго, уже в 1877 году решено было здание переделать в театр. В 1915 году по проекту другого известного ташкентского архитектора И. Маркевича биржа-театр, действительно напоминавшая по очертаниям знаменитую петербургскую Биржу, была сильно реконструирована, дополнительно украшена барельефами и стала выглядеть очень импозантно. Ее назвали "Hародным Домом" (см. фото). Во время землетрясения 1966 года, которое значительно повредило здание, тут находился Музей искусств.
Так музы увели из-под носа у бога торговли Меркурия прекрасное монументальное строение, некогда (да и сейчас) украшавшее Ташкент. Hо энергичный и изобретательный Меркурий через много-много лет все-таки взял реванш за это поражение. Ведь нынешний ташкентский биржевой центр располагается не где-нибудь, а на месте бывшего театра!
В 1904 году здесь, на улице Джизакской (бывш. ул. "Правды Востока", теперь это улица Бухоро), по проекту инженера Е. Гофмана был выстроен деревянный шатровый цирк типа шапито на средства ташкентского коммерсанта Г. Ценцадзе. Помещение было более чем скромным. В мемуарной литературе сохранилось высказывание о нем великого певца Ф.И. Шаляпина, который во время гастролей по Туркестанскому краю на предложение выступить в этом цирке будто бы сказал: "Я в конюшнях не пою!". Это побудило владельца позаботиться о строительстве более солидного здания. В 1912 году инженер Дьяков разработал проект нового цирка-варьете со сценой и залом диаметром 18,7 сажени, перекрытыми большепролетным металлическим куполом конструкции системы Шведлера (во время коренной реконструкции здания в середине 1990-х годов металлические фермы купола были основательно очищены от грязи и ржавчины, окрашены и на них сейчас покоится новый купол здания Биржи). Hа следующий год варшавский инженер А. Гарней спроектировал само здание в стиле модерн. Однако постройка, возведенная в 1913 году на месте старого деревянного цирка под руководством ташкентского инженера Г. Попова, была упрощена по сравнению с проектом. Тем не менее она стала самым крупным и вместительным зрелищным общественным зданием дореволюционного Ташкента (около 1100 мест).
Hа Джизакскую улицу выходил только главный фасад, выполненный в строгих классических формах с явным выражением приемов ампира. Hад входом архитекторы разместили балкон, поднятый над тротуаром на пилонах с приставленными к ним дорическими колоннами. Слева от цирка-варьете в одноэтажной пристройке помещался ресторан "Театральный". По функциональной целесообразности и новаторству конструкции этот концертный зал, названный "Колизеем", безусловно, своим внешним видом наглядно свидетельствовал о высоком развитии технической и архитектурной мысли в Туркестане.
С этим театром связана история узбекской оперы. Практически все знаменитые артисты-гастролеры выступали в его стенах. Как самое вместительное общественное здание города, "Колизей" постоянно использовался для проведения различных государственных мероприятий.
Hо теперь здесь царят не музы, а бог торговли. В перестроенном театре заработала Биржа. Может быть, в этом есть и некоторая историческая справедливость?
Борис Голендер © На сцене жизни все возможно
Историческая заметка