Метро
Строительство метро в Ташкенте начато в 1973 году. Первый участок первой — Чиланзарской линии (от ст. «Сабира Рахимова» до ст. «сквер Амира Темура» бывш. «Октябрьской Революции») с 9 станциями, электродепо и Домом связи был введен в эксплуатацию 6 ноября 1977. Протяженность линий составляла 12,2 км.
Второй участок Узбекистанской линии (от ст. «сквер Амира Темура» бывш. «Октябрьской Революции» до ст. «Буюк Ипак Йули» бывш. «Максима Горького») с 3 станциями вступил в строй 18 августа 1980. Протяженность участка составляет 4,6 км., среднесуточные перевозки на первой линии составили 220-240 тыс. человек. К 1981 число станций на двух участках Чиланзарской линии метрополитена достигло 12, а протяженность составила 16,8 км. (см. схему).
В 1981 начато строительство первой очереди второй — Узбекистанской линии метрополитена от станции «Навои» до станции «Ташкент» с 5 станциями. В ноябре 1984 года первая очередь Узбекистанской линии была сдана в эксплуатацию. протяженность этого участка — 5,6 км. В ноябре 1987 года была сдана в эксплуатацию вторая очередь Узбекистанской линии со станциями «Чкаловская» и «Машинасозлар», длина линии при этом достигла 8 км. В ноябре 1989 года начала работать третья очередь Узбекистанской линии с двумя станциями — «Гафура Гуляма» и «Чорсу», протяженность этого участка составляет 2,2 км. И, наконец, 30 апреля 1990 года было завершено сооружение Узбекистанской линии — была открыта четвертая очередь со станциями «Тинчлик» и «Беруни» протяженностью 3,2 км. Общая протяженность линий составила около 31 км. с 23 станциями. Две линии ташкентского метрополитена в среднем в сутки перевозят 270-300 тыс. пассажиров.
Метрополитен характеризуется большой интенсивностью движения в часы максимальной нагрузки (четырехвагонные составы электропоездов движутся с интервалом 3 мин.) и высокими скоростями движения поездов. Безопасность движения обеспечивается системой сигнализации, централизации и блокировки с автоматической остановкой поезда в случае запрещающего сигнала светофора. Для создания удобств пассажирам установлены эскалаторы на станциях «Дружбы народов», «Пахтакор», «пл. Мустакиллик» (бывш. «пл. Ленина»), «Хамза», «Алишера Навои». Впервые в практике советского метростроения с учетом климатических условий города смонтированы система орошения и высокоскоростные самоочищающиеся фильтры (ВСФ −300).
В проектировании станции метрополитена принимали участие ведущие архитекторы республики. Архитектурно-художественное, монументальное и скульптурное оформление каждой станции символично отражает ее название. Подбор облицовочных материалов образует богатую колористическую гамму. Следует, однако, сказать, что некоторые станции Чиланзарской линии после развала СССР и провозглашения Узбекистаном независимости перестали соответствовать новой идеологии, в связи с чем, вот уже длительное время идет вялотекущая реконструкция их внутристанционного оформления. Это такие станции, как «Ешлик» («Комсомольская»), «Дружбы народов», «пл. Мустакиллик» («пл. Ленина»), «сквер Амира Темура» («Октябрьской Революции»), «Буюк Ипак Йули» («Максима Горького»).
В 1980 метрополитену было присвоено имя В.И.Ленина. Однако, через несколько лет после провозглашения независимости, имя Ленина было исключено из названия ташкентского метрополитена.
При метрополитене имеется техническое училище (№ 170) по подготовке специалистов массовых профессий (в т.ч. машинистов) для метрополитена (справка: в 1980-81 учебнном году выпущено 680 учащихся).
Во второй половине 1980-х годов начато строительство третьей Юнусабадской линии метрополитена. Юнусабадская линия будет самой протяженной, ее длина составит около 20 км. Она имеет метромост между станциями «Хабиба Абдуллаева» и «Файзуллы Ходжаева» в районе телевизионной башни.
В настоящее время в проектных организациях города ведется разработка четвертой линии метрополитена — Сергелийской, которая свяжет массив Сергели с Южным вокзалом и Юнусабадской линией, кроме того, планируется строительство пятой — Кольцевой линии.
Юнусабадская линия находится в стадии строительства. Первые шесть станций запущены в эксплуатацию в 2001 году, полностью строительство линии планировалось закончить в 2003 году, но к сожалению она не достроена.