«О, что за чудо природы!
О, что за божий дар!
О ней слагаются оды,
О ней и плачет тар…»

Эти незабвенные замечательные строки — из стихотворения «Назира» известного узбекского поэта, драматурга Шамсутдина Хуршида. Стихотворение посвящено выдающейся певице, прекрасной актрисе музыкального театра Назире Ахмедовой.
Автор этих строк пристально следил за творческим формированием, ростом исполнительского мастерства певицы, приехавшей в Ташкент еще в 20-х годах прошлого столетия. Народные певцы Мулла Туйчи Хафиз, Шарахим Шоумаров, известный режиссер Маннон Уйгур, популярный артист Кари-Якубов и Тамара Ханум обратили внимание на ее голос, звучавший словно серебристый колокольчик…
«Это было в середине 20-х годов. Мухиддин Кари-Якубов привел меня из «интерната девушек» на площадь Шайхантахур, что располагалась в старогородской части Ташкента. Там шло состязание искусных певцов и музыкантов со всех концов республики. Пел любимец публики Мулла Туйчи Ташмухамедов свою знаменитую классическую песню «Ушшок» на стихи Алишера Навои. Народу было много, по окончании песни долго не стихали аплодисменты… Состязание завершилось, люди стали расходиться… Меня к сцене, к устозам, привел Кари-Якубов и, познакомив с ними, сам же спросил: «Ты хочешь выступать так же, как они, на сцене?» Я немного стеснялась: еще бы, перед такими выдающимися певцами и музыкантами… И потом почти полушепотом проговорила: «Да, очень хочу». Присутствующие засмеялись… Мухиддин-Кари (так называли Кари-Якубова в народе) сказал: «Не смейтесь, вы только послушайте, как она поет «Навбахор» на газель Мукими, вы будете очарованы…» Мулла Туйчи обратился ко мне и ласково сказал: «А ну-ка, доченька, покажи-ка нам, как ты поешь». Я поднялась на сцену и без какого-либо музыкального сопровождения запела ту самую «Навбахор», о которой только что говорил Мухиддин Кари-Якубов. Окружающие притихли, особенно внимательно слушал Мулла Туйчи Хафиз…
Постепенно к моему голосу начали присоединяться в музыкальном сопровождении искусные музыканты Шарахим Шоумаров (не только певец, но и замечательный танбурист), Ризки Раджаби, Шаборат, Шожалил Танбурчи… И полилась песня со сцены по всей площади, люди вновь стали собираться… Вот так началось «мое боевое крещение», начались мои первые шаги на сцену. Благословение этому дали сам великий народный певец Мулла Туйчи Хафиз и выдающийся певец и учитель Мухиддин Кари-Якубов. А известный поэт Хуршид преподнес мне тогда свою газель «В пламени разлуки», написанную на узбекскую классическую песню «Ушшок», которую бережно храню в своем исполнительском репертуаре…»
Назира Ахмедова родилась в 1913 году в Андижане, где впервые на сцену поднимались выдающиеся актеры театра и кино — Лутфиханум Сарымсакова, Саиб Ходжаев, Аббас Бакиров, Асад Исматов, замечательные исполнители музыкального театра — Шаходат Рахимова, Баборахим Мирзаев, Машраб Юнусов. Здесь жил Айсер Ибрагимов, 2500 раз сыгравший роль Кайса в классической музыкальной драме «Лейли и Меджнун» Хуршида по бессмертной поэме Алишера Навои. Назира еще в юности с восхищением смотрела этот спектакль, мечтала сыграть роль Лейлы.
Но этому тогда не было суждено сбыться, отец Ахмад-ака рано умер, мать — Хаетхон осталась одна с детьми. Кстати, она также хорошо пела как узбекские, так и таджикские, уйгурские песни, хорошо играла на дутаре, дойре. Мать пела, дочь танцевала под национальное «Ялла»… Подруги из соседних дворов, жители махалли настаивали поехать в Ташкент и поступить на учебу, стать настоящей певицей, актрисой, сыграть на сцене роль Лейлы — заветную свою мечту…
Мечте суждено было сбыться — после приезда в Ташкент и выступления на сцене, что возвышалась на площади Шайхантахур, по совету тех же устозов — учителей, Назира едет в Москву, в 1928 году поступает на учебу в театральную студию, и по окончании ее в 1930 году поступает в молодежный театр «ТРАМ», где руководителем был известный театральный деятель и выдающийся киноактер Рахим Пирмухамедов. Она играет роли на сцене с талантливыми исполнителями. Многие из них впоследствии стали видными мастерами драматического и музыкального театра — Карим Закиров, Кудрат Ходжаев и другие. Здесь же она активно участвует в концертах, исполняет песни различных народов.
В 1931 году Назиру Ахмедову приглашают в Республиканский узбекский драматический театр. Выступая на сцене рядом с такими видными актерами, как Мария Кузнецова, Лутфулла Назруллаев, Сайфи Алимов, молодая актриса проходит бесценную своеобразную школу, познает высокое академическое исполнительское искусство; играет роли в произведениях узбекских, русских, западноевропейских драматургов. Позднее она стала солисткой радио, где исполняет наряду с классическим репертуаром, песни, романсы узбекских композиторов. Это творческое содружество продолжалось почти до конца жизни Н. Ахмедовой, здесь были записаны на магнитную ленту десятки лучших песен талантливой певицы, и сегодня они по праву украшают золотой фонд узбекского радио. В ее исполнении звучали также русские, азербайджанские, таджикские, казахские, украинские, уйгурские, иранские, индийские, афганские и другие песни, арии и дуэты из опер, музыкальных драм и комедий.
В 1933 году Назиру-ханум пригласили на учебу в оперную студию, созданную при ташкентском театре «Колизей», а с 1935 года замечательная певица — солистка Республиканского музыкального театра, на сцене которого создает наряду с таким великолепным мастером, как Халима Насырова, незабываемые, острохарактерные образы: Ширин в «Фархаде и Ширин» Хуршида и Успенского; Гулчехра в «Аршин мал-алане» Гаджибекова, Халимы в одноименном произведении Зафари; Ойсара в «Гулсаре» Яшена, Садыкова, Глиэра и др.
С 1939 года до конца своей жизни Назира Ахмедова — одна из ведущих солисток Государственного академического театра оперы и балета имени А. Навои. Обладая редким, прекрасным голосом — «колоратурное сопрано», с изумительным серебристым оттенком звучания, высоким исполнительским мастерством, артистка создала на оперной сцене немало великолепных, острохарактерных, оставляющих неизгладимое впечатление образов в таких замечательных спектаклях, как «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Тахир и Зухра», «Кер-оглы», «Дилором», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Кармен», «Пиковая дама», «Наргиз», «Ер Таргын», «Гулсара» и другие. Н. Ахмедова «ваяла» свои сценические образы не только уникальным голосом, но и жаром сердца, острым темпераментом, сильным драматизмом.
Н. Ахмедова многие годы украшала своим творчеством и эстрадную сцену, филармонические концерты. Слава и популярность артистки хорошо были известны также и далеко за пределами Узбекистана, она выступала в Индии, Иране, Афганистане, России, Украине, Белоруссии и др.
Н. Ахмедова неоднократно была участницей декад узбекской литературы и искусства в Москве (1937-1959 гг.); активно участвовала в музыкальных программах для воинов в период второй мировой войны 1941-45 годов, строителей Большого Ферганского канала, Фархадской ГЭС. Она оставила после себя ценнейшее культурное наследие, которое по достоинству считается нашим духовно-эстетическим богатством, украшает и обогащает казну культурных ценностей народа. Ей было присвоено высокое почетное звание республики — «Народная артистка Узбекистана».
1963 год… И вновь площадь Шайхантахур, но уже намного изменившаяся, перестроившаяся. Здесь теперь возвышается здание нового эстрадного театра, в зале которого будет отмечаться 50-летний юбилей народной артистки республики Назиры Ахмедовой. К значительному событию в ее жизни она готовится особенно ответственно, к тому же здоровье серьезно пошатнулось, артистка серьезно заболела. Ей очень дорог этот вечер и встреча с почитателями ее искусства, среди которых будут и те, которые слушали ее во время первого выступления здесь в середине 20-х годов.
Свет в зале погас, поднялся занавес, все притихли. В декорациях — весна, все кругом цветет, раздается трель соловья, ее подхватывает лирическая музыка. На сцене появляется Назира Ахмедова, раздаются аплодисменты, звучит «Бахор», потом «Бюльбюль». Песня за песней, романсы за романсами, арии за ариями, приветствия коллег, поздравления друзей, почитателей ее искусства. А в заключение, конечно же, тот самый классический «Ушшок», та самая прекрасная, незабвенная песня «В пламени разлуки» на газель Хуршида, которую преподнес ей поэт в незабываемый день ее первого выступления на сцене исторической площади. Да, эта встреча со зрителем была последней. Через некоторое время ее не стало.
Ярким светом сияет лучезарная звезда песнопения Назиры Ахмедовой, ее песни звучат всюду — на сценических площадках, филармонических концертах, в учебных классах, в выступлениях участников Республиканского конкурса вокалистов, впервые проведенного Союзом композиторов.
Память о прекрасной узбекской певице продолжает жить. Министерством по делам культуры, фондом имени Талибджана Садыкова при участии Гостелерадиокомпании, семьи Назиры-ханум создан фильм о жизни и творчестве певицы, часовой музыкальный радиофильм, вышел лазерный диск с ее песнями.
Бахриддин Насриддинов.
Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан.