Независимо от возраста самыми искренними и чистыми в течение всей жизни человека бывают воспоминания о детстве. Когда я вспоминаю свои первые сознательные годы, то всегда будто звучит нежный голос Светы-апа. Словно лисенок и белочки из сказок, которые рассказывала мне моя мама, говорили именно этим голосом — немного капризным, ясным и вместе с тем озорным голосом малыша! Узнав о нынешнем юбилее Светы-апа я изумилась. Словно вновь услышала голос озорного и упрямого ребенка.
…Не было человека, кто не знал бы семью Кодирходжи-ака в махалле Баландмачит в Ташкенте. Потому что все члены семьи, родственники были уважаемы среди людей как отличные врачи. В этой махалле также проживали известные артисты Ганижон Тошматов, Саодат Кабулова, Машраб Юнусов, Зухур Кабулов. И, может быть, постоянное общение Кодирходжи-ака с представителями искусства повлияло на то, что маленькая девочка, еще не поступив в школу, полюбила сценическое искусство. Занимаясь постановками различных сказок на праздниках, она жила мечтой — стать артисткой. От природы веселая, энергичная девочка увлеклась еще одним полюбившимся ей делом — спортом.
Успешно закончив школу, Светлана поступает на факультет физической культуры нынешнего Ташкентского государственного педагогического университета. Но непоседа также не может отказаться от желания стать актрисой. И поэтому, успешно пройдя творческий конкурс, в 1961 году поступает в Ташкентский государственный театральный институт. Ни одно мероприятие в стенах вуза не проходит без ее участия. Завершив учебу в педагогическом, а затем в театральном, она начинает работать в Республиканском театре юного зрителя, исполняя роли и мальчиков, и девочек. Хрупкая девочка успевала также преподавать художественную гимнастику в спортивной школе, принимать участие в радиопередачах, телеспектаклях.
Прошло немного времени, и Светлана поступает работать на киностудию «Узбекфильм». Она создает большие и малые образы в таких фильмах, как «Дилбарим», «Поединок», «По велению сердца», «Сыновья Родины», в сатирических киножурналах «Наштар», «Зумраша».
За кадрами, которые мы с удовольствием смотрим на экране, скрывается другая, сложная и плодотворная актерская деятельность, о которой зритель порой даже и не подозревает. Голосом Светланы на родном языке заговорили более 1500 героев художественных и мультипликационных фильмов. Заслуживает внимания то, что артистка в ходе дубляжа не ограничивается только лишь использованием «детского» голоса, она умеет талантливо довести до зрителя дух и состояние героев.
— При дубляже недостаточно только голоса и интонационного настроя речи. Если интонация просто копируется, невозможно достигнуть какого-либо результата. Озвучивающий актер должен осознать настроение героя и довести его до зрителя, — говорит С. Муродходжаева. — Иногда в процессе дублирования я отказываюсь от не понравившейся мне большой роли и выбираю более маленькие, но образно богатые, требующие старательной работы.
С 1976 года Светлана начала работать режиссером на мультобъединении студии «Узбекфильм». Ее первой творческой работой здесь стал фильм «Черепашка». А затем появились отличные друг от друга по методу и тематике фильмы «Волшебная серна», «Песнь о тюльпанах», «Двое», «Кусачий ослик», «Колодец», «Сказка о волшебном гранате». И хотя все эти ленты различны по тематике, но во всех добро побеждает зло, отображены общечеловеческие идеи величия мира и красоты.
— Существуют два метода создания мультипликационных фильмов — рисованный и перекладка. Рисованный метод осуществляется созданием сотен тысяч рисунков. А метод перекладки — это размещение отдельных рисованных частей. Каждый фильм создается путем длительных поисков, сложного труда и с учетом наших национальных ценностей, богатых традиций, древних обычаев, — говорит Светлана-апа.
Как отмечает режиссер, мультипликационные фильмы обладают безграничными возможностями воздействия на художественное и эстетическое воспитание молодого поколения, обогащают его мировоззрение. Ребенок, еще не умея читать, уже смотрит мультики. А отображаемые в них удивительные события, персонажи пробуждают в душах малышей первые впечатления о добре и зле, честности и хитрости. И поэтому наши дети должны знать не только диснеевских, но и национальных героев из наших народных сказок.
Именно к этой цели стремится Светлана Муродходжаева. И ее поиски не безрезультатны. Созданный ею мультипликационный фильм «Нить» удостоен приза «За самый лучший фильм» на состоявшемся в Украине первом Международном кинофоруме «Крок». А лента «Крылья любви, или Новая сказка» завоевала приз «Самый лучший мультфильм» на Узбекском национальном кинофестивале в Бухаре.
— Создание экранизированного произведения для детей — сложный и прекрасный процесс, — говорит С. Муродходжаева. — Усиление внимания воспитанию молодого поколения в настоящее время требует еще большего развития детского кино, а на сценаристов, режиссеров и других творческих работников возлагает огромную ответственность. В годы независимости возросло внимание к анимационному искусству — неразрывной части кинопроизводства.
В мультипликации стали чаще обращаться к созданию образов национальных героев, использовать в фильмах тематическое и жанровое разнообразие. Идеология независимости позволила по-новому оценить прошлое нашего народа, по-новому взглянуть на нынешнее и будущее.
Сейчас талантливый режиссер активно работает над фильмами «Солнце свободы» о Тумарисе и «Зороастр и Авеста». Заслуженная артистка Узбекистана Светлана Муродходжаева знакома народу как профессионал многогранного таланта. Потому что всегда с ответственностью относится к любой работе — будь то театральная сцена или киносъемочная площадка, теле-радиоспектакль, дубляж или сложнейший процесс создания мультипликационного фильма. Хочется пожелать новых творческих побед любимой артистке, взявшей на себя такую славную ответственность, как дарить детям радость!
Светлана Муродходжаева
Назокат Усманова.